SPB

Номинация:

Государственно-частное партнерство: сделка 2016 года

Номинант:

Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга

 

Проект:

Проект строительства Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге

 

Cсылка на сайт:

http://gov.spb.ru/gov/otrasl/invest/

1996 г. – Разработан и утвержден план проектирования скоростной дороги, получившей название «Западный скоростной диаметр».

  1. – Начало строительства Первой очереди ЗСД.
  2. Февраль 2011 г. – Объявлен конкурс на право строительства Центрального участка ЗСД и эксплуатации всей трассы.

Август 2011 г. – Победителем в конкурсе на право строительство Центрального участка ЗСД признан консорциум «Магистраль северной столицы».
20.12.2012 – подписан Акт о достижении финансового закрытия и Соглашение о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр». Стороны Соглашения: Правительство Санкт-Петербурга, банк ВТБ (ПАО) и АО «Газпромбанк». В соглашении также участвуют ОАО «Западный скоростной диаметр» и ООО «Магистраль Северной столицы». 
Инвестиционный проект «Строительство магистрали Западный скоростной диаметр» признан стратегическим инвестиционным проектом Санкт-Петербурга.
Параметры проекта:
Общая протяженность трассы: 46,6 км.
Количество транспортных развязок: 15, количество полос движения: 4-8, расчетная скорость движения транспорта: 110 км/ч.​  
Общие сроки строительства: 2004–2016 годы
Объем инвестиций в проект: 212 млрд. руб.
Стоимость создания Центрального участка ЗСД: 120,0 млрд. рублей.
В среднем за сутки по Западному скоростному диаметру совершается более 210 тысяч поездок.
Статус проекта: все участки ЗСД введены в эксплуатацию.
Описание проекта:
В соответствии с Соглашением о государственно-частном партнерстве, заключенном между ООО «Магистраль северной столицы», АО «Западный скоростной диаметр» и Санкт-Петербургом, МСС осуществило финансирование и строительство Центрального участка Западного скоростного диаметра и приняло в эксплуатацию всю магистраль в рамках 30-летней концессии. На период концессии МСС принимает все эксплуатационные расходы, осуществляет текущие и капитальные ремонты трассы, снимая данную финансовую нагрузку с бюджета Санкт-Петербурга. 
Проект включен в десятки стратегических документов регионального и федерального уровня, определяющих направления транспортного и общеэкономического развития России, и Санкт-Петербурга. Структурирование проекта строительства Центрального участка ЗСД в форме государственно-частного партнерства удостоено наград ведущих мировых 
и российских экономических изданий, как лучший в Европе проект инвестирования в инфраструктуру. ЗСД отмечен в качестве лучшего инфраструктурного проекта премией «Формула движения» Министерства Транспорта РФ, «Премией развития» Внешэкономбанка.
Это крупнейший в мире ГЧП-проект в сфере создания платных автодорог. Один из крупнейших строительных проектов в России.
Реализация проекта оказывает положительное макроэкономическое воздействие на развитие Санкт-Петербурга как крупнейшего торгово-транспортного центра международного значения посредством решения следующих задач:
·         обеспечение автодорожных подходов к Большому Порту – лидеру по перегрузке контейнерных грузов в России, тем самым способствуя увеличению грузооборота Порта;
·         обеспечение эффективной транспортной связи между крупными портовыми, железнодорожными, воздушными и автомобильными терминалами Санкт-Петербурга с выходами на сеть федеральных и региональных автомобильных дорог России. Это способствует увеличению объемов транспортировки грузов как через Санкт-Петербург, так и прилегающие к нему территории;
·         обеспечение автодорожной связи с паромно-пассажирским комплексом, строительство которого ведется на намывных территориях «Морского фасада». Связь паромного комплекса, пропускная способность которого составляет более 12 000 человек в день, с основными достопримечательностями города положительно повлияет на туристическую привлекательность Санкт-Петербурга;
·         создание транспортной инфраструктуры для освоения северо-западной части территории Санкт-Петербурга, в границах которой осуществляется строительство жилых кварталов, производственных объектов, логистических комплексов.
На федеральном уровне функционирование автомагистрали ЗСД способствует:
·         расширению международного транспортного коридора «Север-Юг»;
·         повышению эффективности системы товародвижения и, тем самым, снижению транспортных издержек в себестоимости продукции;
·         созданию условий для увеличения мобильности населения.
В краткосрочной перспективе реализация Проекта строительства ЗСД благотворно повлияла на состояние строительной отрасли города и региона, сферы услуг и поставок материалов, поскольку на этапе строительства привлекаются в том числе местные субподрядные организации и поставщиков.
Ввод в эксплуатацию ЗСД позволяет разгрузить дороги центральных районов города, находящихся под защитой ЮНЕСКО и решает вопросы транспортной разгрузки Морского порта, Васильевского острова и будущего делового центра города - «Морского фасада».
Есть и позитивные экологические аспекты создания скоростной магистрали. Например, важные цифры были получены в ходе исследования, проведенного на этапе планирования проекта. Так, после введения магистрали за счет переориентации транспорта на ЗСД и движения его по магистрали в оптимальном режиме сокращение объемов использования топлива составит за сутки 75,4 тыс. литров. При сжигании этого количества топлива в атмосферу выделилось бы за сутки около 170 тонн углекислого газа.
После открытия Центрального участка, ЗСД связывает Кольцевую дорогу Санкт-Петербурга на Юге и Севере города, обеспечивает выход на трассу «Скандинавия» и дает уникальную возможность проехать через пятимиллионный мегаполис менее, чем за 20 минут.
В рамках условий Соглашения о ГЧП осуществляется создание самого сложного участка ЗСД, проходящего в том числе по акватории Финского залива, фактически полностью на искусственных сооружениях. В некоторых аспектах проект строительства Центрального участка ЗСД является уникальным.